Кифосколиоз грудного отдела позвоночника: что это, формы, признаки

Симптоматика болезни

Врожденный кифосколиоз грудного отдела позвоночника обнаруживается в полугодовалом возрасте ребенка. Здесь в сидячем положении ребенка можно увидеть отростки позвонков, которые исчезают, когда он ложится. При несвоевременном лечении патология будет прогрессировать, к пятилетнему возрасту развивается кифосколиоз 4 степени. На ранних этапах развития недуга кривизна позвоночника будет видна только в положении стоя, со временем проявление болезни более выражено, кривизну можно увидеть в любом положении тела. В половине случаев недуг сопровождается неврологическими симптомами. У ребенка нарушается восприимчивость конечностей, они начинают неметь, развиваются парезы, наблюдается нарушение осанки, болевой синдром в спине, сутулость. На последних этапах болезни развиваются патологии органов ЖКТ, появляется одышка, что может спровоцировать дыхательную недостаточность. По мере прогрессирования недуг негативно влияет на сердце, желудок, кишечник, внутренние органы начинают смещаться, развивается артроз и остеохондроз.

Осложнениями недуга выступают протрузии дисков, межпозвоночные грыжи, артроз и миозит, сдавливание спинного мозга, сдерживание подвижности грудной летки, нарушение газообмена, сердечная недостаточность, нарушение деятельности органов ЖКТ и пищеварительной системы в целом, холецистит, дискинезия желчных протоков, коксартроз.


Диагностика начинается с изучения анамнеза болезни и осмотра пациента. Врач изучает время проявления первых признаков патологии, наличие врожденных патологий, травм. При осмотре устанавливается степень развития заболевания, нарушение рефлексов и чувствительности, участки с повышенным тонусом мышц и болевыми ощущениями. Для определения степени деформации позвоночника врач применяет тест с наклоном вперед.

Лечение

Лечением патологии занимается целый ряд специалистов: ортопед, ревматолог, невропатолог, хирург и педиатр. Выбор специалиста зависит от степени поражения, возраста пациента и локализации патологического процесса. Все лечение подразделяют на консервативное и радикальное.

Врач назначит проведение инструментальной диагностики, к методам которой относят рентгенографию, МРТ позвоночника, КТ. После полученных снимков позвоночного столба врач скажет, как лечить заболевание и что необходимо сделать. При подозрении на патологию внутренних органов сердечно-сосудистой системы пациента направляют к кардиологу, который проводит ЭКГ (электрокардиограмму) и назначает сдачу лабораторных анализов. Это необходимо, если стадия патологии 3 или 4, когда поражение внутренних органов вероятнее всего.

Кифосколиоз грудного отдела позвоночника: причины, симптомы и лечение

Кифосколиоз грудного отдела позвоночника – заболевание, для которого характерно деформация позвоночного столба: искривление в двух плоскостях и скручивание вокруг оси. Развивается грудной кифосколиоз преимущественно у детей и в подростковом возрасте, когда формируется и укрепляется опорно-двигательный аппарат. У взрослых патология сложно поддается лечению. У мальчиков данное заболевание встречается в 5 раз чаще, чем у девочек.


Кифосколиоз грудного отдела позвоночника – заболевание, для которого характерно деформация позвоночного столба: искривление в двух плоскостях и скручивание вокруг оси. Развивается грудной кифосколиоз преимущественно у детей и в подростковом возрасте, когда формируется и укрепляется опорно-двигательный аппарат. У взрослых патология сложно поддается лечению. У мальчиков данное заболевание встречается в 5 раз чаще, чем у девочек.

Кифосколиоз грудного отдела позвоночника

Лечение в нашей клинике:

  • Бесплатная консультация врача
  • Быстрое устранение болевого синдрома;
  • Наша цель: полное восстановление и улучшение нарушенных функций;
  • Видимые улучшения после 1-2 сеанса; Безопасные безоперационные методы.
    Прием ведут врачи
  • Методы лечения
  • О клинике
  • Услуги и цены
  • Отзывы

Нарушение осанки приводит к утрате амортизационной способности. Это влечет за собой видимую деформацию туловища. Возможно дегенеративное разрушение межпозвоночных дисков. Кифосколиоз – это сочетанный вид искривления позвоночного столба. Он может локализоваться в шейно-грудном и грудопоясничном отделах. Но в подавляющем большинстве случаев диагностируется кифисколиоз грудного отдела позвоночника, поскольку кифоз является естественным изгибом, характерным для данного участка спины.

Всего позвоночный столб человека обладает четырьмя физиологическими изгибами. Два из них имеют отклонение спереди кзади – это кифозы. Они располагаются в грудном и крестцовом отделах. Еще два изгиба направлены сзади кпереди – это лордозы. Они располагаются в области шеи и поясницы.

Кифосколиоз грудного отдела – это одновременное искривление в двух плоскостях. наблюдается отклонение в боковое проекции и при этом ситуация усугубляется усиление искривления кифоза. В практике вертебролога кифосколиоз позвоночника в крестцовом отделе не встречается, поскольку эти позвонки сращиваются между собой к достижению человеком возраста в 25 лет. Неподвижность крестца не позволяет ему отклоняться от своей оси.

О том, какие причины могут вызывать кифосколиоз и по каким клиническим признакам можно заподозрить данное заболевание, предлагаем узнать из этого материала. Здесь рассказано о возможных способах лечения без применения хирургической операции.

Лечение в нашей клинике:

Классификация и степени

Как и каждое заболевание, кифосколиоз подразделяется на степени и имеет свою классификацию. Итак, патология, влекущая за собой болезненное искривление осанки, имеет четыре степени:

  • еле заметный нефизиологический изгиб позвоночника;
  • более заметный боковой изгиб, проглядывается скручивание позвонков;
  • деформация грудной клетки, появление так называемого «реберного горба»;
  • сильно деформирован позвоночник, грудная клетка и таз. Данная стадия самая тяжелая, при которой обычно прибегают к оперативному вмешательству.
Читайте также:  Выделения во время секса (полового акта) - обильные, сильные, много, из влагалища. Почему это происходит,

Чем выше степень кифосколиоза, тем заметнее деформация и сложнее лечение. При вовремя обнаруженной патологии, пациент имеет все шансы на полное выздоровление.

Помимо степеней, кифосколиоз различают на два типа в зависимости от угла искривления:

  • правосторонний;
  • левосторонний.

Они различаются по направлению бокового искривления позвоночного столба.


Помимо степеней, кифосколиоз различают на два типа в зависимости от угла искривления:

Причины развития заболевания

Грудной кифосколиоз (код по МКБ-10 – M41) до конца не изучен, около 80% случаев в медицинской практике с невыясненной этиологией. Врождённая патология часто сочетается с неправильным расположением внутренних органов, недоразвитой мочеполовой системой, другими серьёзными аномалиями. Заболевание у взрослых формируется на фоне множества неблагоприятных факторов.

В зависимости от причины появления болезни кифосколиоз делят на два вида:

  • врождённый,
  • приобретённый.

Первый вид заболевания формируется в результате наличия добавочных позвонков, генетических дефектов хрящевой, костной ткани, которые были сформированы на фоне генетических сбоев или негативного воздействия на организм матери во время вынашивания ребёнка.

Установить диагноз сразу после рождения трудно. Все люди после появления на свет имеют ровный позвоночник, естественные изгибы формируются на первом году жизни, в тот момент, когда кроха учится сидеть, ходить. Именно на данном этапе развития родители замечают дефекты, медики ставят диагноз – кифосколиоз. Хотя медицинским работникам известны редкие случаи, когда болезнь 2–3 степени диагностировали сразу после рождения.

Узнайте инструкцию по применению таблеток Мидокалм и рекомендуемую суточную дозировку миорелаксанта.

Шейный лордоз выпрямлен: что это значит и как скорректировать искривление? Полезную информацию прочтите по этому адресу.

Приобретённый кифосколиоз формируется на протяжении всей жизни человека под действием множества негативных факторов:

  • слабый мышечный корсет. Недостаточно развитие мышцы спины в период активного роста позвоночника (12–14 лет) не успевают за скелетом, что ведёт к искривлению позвоночного столба;
  • малоподвижный образ жизни. Сидячая работа, отсутствие физических нагрузок негативно сказываются на всём организме, приводя к развитию множества болезней позвоночника;
  • психологические факторы. Большинство людей, которые постоянно сутулятся, пытаются таким образом защититься от окружающего давления со стороны коллег, семьи, друзей. Неправильная осанка – основной провоцирующий фактор сколиоза;
  • чрезмерные физические нагрузки (к этой категории относят профессиональных спортсменов или неопытных лиц, которые занимаются без тренера);
  • недуги, перенесённые в детстве (рахит, энцефалит, полиомиелит);
  • травматические повреждения грудной области позвоночника, перенесённые ранее операции в этой зоне.

Провоцирующих факторов очень много. Зачастую совокупность неблагоприятных обстоятельств ведёт к кифосколиозу. Бережное отношение к здоровью, своевременная терапия – ключ к предупреждению различных недугов.

Узнайте инструкцию по применению таблеток Мидокалм и рекомендуемую суточную дозировку миорелаксанта.

Диагностические методы

Диагностика начинается с изучения анамнеза болезни и осмотра пациента. Врач изучает время проявления первых признаков патологии, наличие врожденных патологий, травм. При осмотре устанавливается степень развития заболевания, нарушение рефлексов и чувствительности, участки с повышенным тонусом мышц и болевыми ощущениями. Для определения степени деформации позвоночника врач применяет тест с наклоном вперед.

После этого для диагностирования назначаются лабораторные и инструментальные методики. Пациенту назначаются анализы мочи и крови, рентгенография в нескольких проекциях, КТ и МРТ. В обязательном порядке требуется консультация невролога, также может потребоваться обследование у других специалистов. Дополнительными диагностическими методами выступает УЗИ, электрокардиограмма и прочие.

Чтобы установить диагноз, необходим осмотр врачом-ортопедом и рентгенологическое обследование позвоночника в 2-х проекциях с определением угла отклонения в переднезаднем направлении и боковом.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Читайте также:  Гипофизарный нанизм (карликовость) : причины, симптомы, диагностика, лечение

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.


Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

  • Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
  • Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
  • Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
  • Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
  • Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
  • Умственные отклонения.

Скудное общение с ребенком или, напротив, чрезмерное “сюсюканье” могут стать причиной развития функциональной дислалии

Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

Читайте также:  Макулин инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие


Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.


Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.


В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

Распространенность проблемы

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.

Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

Приём по адресу:
г. Москва, ул.Маросейка, д.6-8, стр. 4

  • акустико-фонематическая дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая;
  • артикуляторно-фонетическая.

Причини дислалии

В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, которые разделяются на 3 вида:

  1. Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
  2. Механические проблемы – охватывают группу, связанную с присутствием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
  3. Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.

Причинами функциональной формы дислалии являются:

  1. Неправильное речевое воспитание.
  2. Педагогическая халатность.
  3. Многоязычие.
  4. Предпочтение неверной артикуляции.
  5. Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.

Кроме того, дислалия может быть обусловлена следующими причинами:

  • несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать нужное положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
  • нарушения фонематического слуха – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.

В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Помимо физиологических особенностей, дислалия может быть обусловлена социальными аспектами, а именно высокой подражательностью ребенка. Если его родственники неправильно произносят те или иные звуки, с высокой долей вероятности малыш начнет дублировать это, повторяя стиль разговора близкого человека.


В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Добавить комментарий